ОТКЛОНЕНИЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ В КОРАНЕ И СУННЕ
عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : مَنْ أَحْدَثَ فِي أَمْرِنَا هَذَا مَا لَيْسَ فِيهِ فَهُوَ رَدٌّ .
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отноше¬ния , это будет отвергнуто ».
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , сказал : مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ
«Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствую¬щее нашему делу, будет отвергнуто».Аль-Бухари и Муслим.
Два этих великих хадиса вместили в себя всю религию: её ос¬новы и ответвления, внешнюю и тайную стороны, и при этом ха¬дис, передаваемый со слов Умара, является мерилом тайных дел, а хадис, передеваемый со слов Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, – мерилом дел явных.
В них говорится о необходимости проявления искренности по отношению к Тому, Кто достоин поклонения, а также о необходи¬мости следования посланнику, , что относится к числу не¬обходимых условий всякого явного и тайного слова и дела. Будут приняты дела того, кто, совершая их, был искренним по отноше¬нию к Аллаху и следовал примеру Его посланника, , а дела тех, кто не придерживался ни того, ни другого, или придерживал¬ся только чего-то одного, будут отвергнуты, о чём Аллах Всевыш¬ний сказал так:
(В День тот) займёмся Мы делами, которые они творили, и развеем их в прах “Различение”, 23.
Об обоих вышеупомянутых качествах упоминается в словах Аллаха Всевышнего:
Кто же (исповедует) религию лучше (полностью) предавше¬гося Аллаху и творящего добро? “Женщины”, 125.
И об этом же Аллах Всевышний сказал так:
Да! Тому, кто предался Аллаху и творит добро, (уготована) награда у Господа его. (Такие) не испытают страха и не будут они печалиться
“Корова”, 112.
Под намерением, имеется в виду цель того или иного действия, совершаемого в стремлении приблизиться к Аллаху, снискать Его благоволение и получить Его награду. При этом следует различать намерение, касающееся совершения того или иного действия и намерение, связанное с тем, ради кого или чего это действие осу¬ществляется.
Говоря о намерении совершить то или иное действие, следует помнить, что каждый из видов очищения, равно как и молитва, за¬кят, пост, хаджж и любые иные виды поклонения, будет правиль¬ным лишь в том случае, когда действия совершаются с определён¬ной целью и намерением, а совершающий их намеревается занять¬ся именно этим видом поклонения. Один и то же вид поклонения, в свою очередь, может включать в себя различные его роды и ви¬ды.Так, например, молитва бывает либо обязательной, либо доб¬ровольной молитвой определённого рода, либо добровольной мо¬литвой вообще. Если речь идёт о добровольной молитве вообще, то достаточно будет просто вознамериться совершить молитву, но если дело касается определённой обязательной или добровольной молитвы, например витра1 или добровольной молитвы, совершае¬мой до или после молитвы обязательной по примеру пророка, , то, наряду с намерением совершить молитву как таковую, обязательно нужно иметь и намерение совершить именно эту мо¬литву. То же самое относится и ко всем иным видам поклонения.
Кроме того, необходимо делать различия между совершением различных видов поклонения и обычными действиями. Так, на¬пример, полное омовение совершается для того, чтобы смыть с се¬бя грязь, или освежиться, или для того, чтобы очиститься после большого осквернения или обмывания покойного, или для пятнич¬ной молитвы, и во всех этих случаях при совершении омовения всегда нужно придерживаться намерения очиститься от оскверне¬ния, иначе это будет просто желательным омовением. То же са¬мое относится и к тем случаям, когда человек расходует деньги на закят, или в качестве искупительного действия за совершенный им грех, или на выполнение обета, или на одобряемую милосты¬ню, или на подарок, поскольку значение всего этого будет опреде¬ляться только намерением.
То же самое имеет отношение и к тем случаям, когда при за¬ключении каких-либо сделок прибегают к различным уловкам. Внешне эта сделка может выглядеть правильной, но если на самом деле намерение состоит в том, чтобы осуществить ростовщическую операцию, или уклониться от обязательного, или использо¬вать эту сделку как средство для совершения запретного, то смысл её будет определяться намерением и истинной целью, а не голо¬словными утверждениями, поскольку «дела оцениваются по на¬мерениям», а в этом случае к одному из двух оговорённых в дого¬воре эквивалентов присоединяется то, о чём раньше не говори¬лось, или же к одному договору присоединяется другой, который подразумевает собой нечто иное.
Кроме того, Аллах поставил условием, чтобы при таком разво¬де, когда мужчина имеет право на возвращение своей жены обрат¬но, или при составлении завещания никто из рабов Аллаха не стремился принести этим вред кому-либо.
Всё вышеупомянутое распространяется также и на средства, используемые для достижения тех или иных целей, поскольку на средства распространяются те же установления, что и на цели, и они могут быть как годными, так и негодными, а Аллах отличает праведного от порочного.
Что же касается намерения, связанного с тем, ради кого осуще¬ствляется действие, то здесь имеется в виду проявление рабом ис¬кренности по отношению к Аллаху во всём том, что он совершает и от чего отказывается, а также во всём том, что он говорит и де¬лает.
Аллах Всевышний сказал:
А велено им было только поклоняться Аллаху, храня вер¬ность Ему в религии…
“Явное доказательство”, 5.
Аллах Всевышний также сказал:
Поистине, (следует исповедовать) религию только ради Ал¬лаха
“Толпы”, 3.
Таким образом, во всех своих делах рабу Аллаха следует при¬держиваться только одного намерения, которое должно состоять в том, чтобы совершать их ради Аллаха, стремясь приблизиться к Нему, добиваясь Его награды и надеясь на неё и испытывая страх перед Его наказанием. Каждому необходимо придерживаться та¬кого намерения во всех своих словах и делах и при всех обстоя¬тельствах, стараясь не отступать от искренности и совершенство¬вать её, отметая всё то, что ей противоречит, например всё показное, или стремление к приобретению доброй славы, или желание заслужить похвалы людей и их уважение. Если же нечто подобное всё же имеет место, то рабу не следует делать это своей целью и пределом своих желаний, ибо основная цель должна состоять в том, чтобы совершать любые дела только ради Аллаха и стремить¬ся к получению Его награды, не обращая внимания на людей и не надеясь на получение от них каких-либо выгод или на восхваления с их стороны. Если же нечто подобное всё же случается помимо воли раба, то это не повредит ему, поскольку вышеупомянутое может быть радостной вестью, полученной им уже в этом мире.
Слова пророка, , «дела оцениваются по намерениям» означают, что они совершаются только благодаря намерениям, ко¬торые служат для них стержнем. Затем пророк, , сказал: «…и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался (обрести)», а это значит, что исход дел определяется тем, в какой степени намерения его были правильными или непри¬годными, совершенными или несовершенными. Так, человек, на¬меревавшийся совершить нечто благое и преследовавший какие-то высшие цели, под чем подразумевается всё то, что способствует приближению к Аллаху, получит свою награду и своё воздаяние сполна; награда того, чьи намерения и цели были несовершенны¬ми, также будет несовершенной, а тот, кто намеревался достичь не этих великих целей, а чего-то иного, не обретёт блага, но осущест¬вит лишь то низменное и несовершенное, что он намеревался осу¬ществить. Вот почему пророк, , привёл пример, по анало¬гии с которым можно судить и обо всём остальном. Он сказал: «Так, переселявшийся к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его…» Это значит, что он добился того, чего намеревался добиться, а награда его – за Аллахом. Затем про¬рок, , сказал: «…переселявшийся же ради мирских благ или ради женщины, на которой он хотел жениться, пересе¬лится к тому, что было целью его переселения». Что же касает¬ся намерений, определяющих собой различия между людьми в том, как они расходуют свои деньги, то об этом Аллах Всевышний сказал так:
А те, которые расходуют свои богатства, стремясь (заслужить) благоволение Аллаха и укрепить души свои, подобны саду на холме …
“Корова”, 265.
Аллах Всевышний также сказал:
(И не любит Аллах) тех, которые расходуют свои богатства напоказ людям, не веруя ни в Аллаха, ни в Последний день…
“Женщины”, 38.
То же самое касается и всего прочего. Таким образом, одни и те же дела могут превосходить друг друга, а величина награды за них будет определяться степенью веры и искренности сердца того, кто их совершает. Может быть и так, что человек, обладающий одним только искренним намерением, особенно если он всё же соверша¬ет какие-то посильные для него действия, возвысится до уровня действующего в полную силу, так как Аллах Всевышний сказал:
А тот, кто покинет свой дом (,пожелав) переселиться к Ал¬лаху и Его посланнику, и настигнет его смерть, награда его будет за Аллахом …
“Женщины”, 100.
В “Сахихе” приводится хадис, где сообщается, что пророк, , сказал:
إذا مرضَ العبدُ أو سافرَ كُتبَ لهُ مثلُ ما كانَ يعملُ مقيماً صحيحاً
«Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, ему запи¬сывается (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым» . Аль-Бухари.
В другом хадисе сообщается, что пророк, , сказал:
إِنَّ أَقْوَاماً بِالْمَدِينَةِ خَلْفَنَا ، مَا سَلَكْنَا شِعْباً وَلاَ وَادِياً إِلاَّ وَهُمْ مَعَنَا فِيهِ ، حَبَسَهُمُ الْعُذْرُ
«Поистине, остались за нами в Медине люди, задержавшие¬ся (там) по уважительной причине (, но тем не менее) находив¬шиеся с нами, какой бы горной дорогой или вади мы ни шли» . Аль-Бухари.
И если раб Аллаха захочет совершить что-то благое, но сделать это ему не суждено, то за то, что он желал и намеревался сделать, ему будет записано совершение целого доброго дела. Благодеяния, оказываемые людям с помощью денег, слов или действий, являют¬ся добрыми делами и будут вознаграждены Аллахом, но воздаяние за них будет ещё больше, если в основе их лежат благие намере¬ния.
Аллах Всевышний сказал:
Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одоб¬ряемое или примирять людей между собой…
“Женщины”, 114.
Таким образом, это является благом. А затем Аллах Всевыш¬ний сказал:
…а тому, кто делает это, стремясь снискать благоволение Аллаха, Мы даруем награду великую
. “Женщины”, 114.
Таким образом, за совершение всего вышеупомянутого великая награда полагается в том случае, если это делается в стремлении к благоволению Аллаха. Кроме того, в “Сахихе” приводится хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал:
مَن أخَذَ أموالَ الناسِ يُريدُ أداءَها أدَّى اللهُ عنه ، ومَن أخَذَ يُريدُ إتلافَها أتْلَفَهُ الله
«Аллах отдаст (долги) за того, кто берёт деньги у людей, же¬лая вернуть их, а того, кто берёт, желая (только) растратить их (и не намереваясь возвращать), Аллах погубит» . Аль-Бухари.
Обрати же внимание на то, что пророк, , указывает на благое намерение как на причину, во многом способствующую по¬лучению удела и тому, что Аллах помогает уплатить человеку его долг, тогда как дурное намерение он называет причиной гибели и уничтожения.
Такую же роль играет намерение и в дозволенных мирских делах, и поэтому если человек в своих приобретениях и прочих упомянутых нами выше действиях использует это с целью соблюдения прав Ал¬лаха и выполнения всего обязательного и желательного и основыва¬ется на благих намерениях, начиная есть или пить, или отходя ко сну, или желая отдохнуть, или стараясь приобрести что-либо, то эти обыч¬ные дела превращаются для него в различные формы поклонения, а Аллах благословляет раба в его делах и открывает перед ним врата блага и удела, на что он никогда не рассчитывал и о чём никогда даже не помышлял. Если же человек не придерживается благих намерений в силу своего невежества или нерадения, то винить в этом ему остаёт¬ся только самого себя. В “Сахихе” приводится хадис, в котором сооб¬щается, что пророк, , сказал:
إِنّكَ لنْ تُنْفِقَ نَفَقَةً تَبْتغي بِها وجهَ اللّهِ إِلاّ أُجِرْتَ عليها ، حتى ما تَجعلُ في
فِيِّ امرأتِكَ
«Поистине, ты обязательно получишь награду за всё, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене» .
Таким образом, в данном хадисе речь идёт обо всех благих де¬лах, а это значит, что верующему, который хочет спасти свою ду¬шу и принести ей пользу, следует усвоить его смысл и постоянно стремиться следовать ему на практике при всех обстоятельствах.
Что же касается хадиса Аиши, да будет доволен ею Аллах, в ко¬тором сообщается, что пророк, , сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему от¬ношения, это будет отвергнуто» , то указанием на определённые вещи служит как его явный смысл, так и то, что в нём подразуме¬вается.
Явный смысл этого хадиса состоит в том, что ни одно нововве¬дение в этой религии не имеет никакой основы ни в Коране, ни в сунне. Это в равной степени касается и нововведений в речи, при¬мером чего могут служить такие термины, как “таджаххум”, “рафд” , “и‘тизаль” и так далее, и нововведений в сфере рели¬гиозных обрядов, что распространяется на все те виды поклоне¬ния, указания на которые в Коране и сунне отсутствуют. Всё это будет отвергнуто и возвращено тем, кто придерживался подобно¬го, а сами они заслуживают порицания в зависимости от вида сво¬их нововведений и степени их удалённости от религии. Вводящим
http://www.halal.kg/main/halalprst/2614 … sunne.html